середа, 1 серпня 2012 р.

Михаил Ямпольский: что такое кинокритика

"Настоящая критика начинается в основном за пределами газетного рецензирования, главная цель которого — посоветовать или отсоветовать зрителю пойти в кино, то есть купить билет. Обычно такая критика — удел ежемесячных или ежеквартальных киножурналов, откликающихся на фильмы тогда, когда их уже нет в кинотеатрах. Она в основном рассчитана на тех, кто уже видел фильм. Спрашивается, для чего она нужна?

Задача критики — интерпретация фильмов и интеграция их в некую умозрительную конструкцию, которую мы называем «кинематографическим процессом». Это попытка придать смысл тому, что происходит в кино. И попытка эта отвечает запросу людей, пытающихся увидеть в мире хаоса порядок и смысл. Культура, конечно, сама по себе является формой репрезентации мира, то есть упорядочивания хаоса нашего существования".

"Я полагаю, что критика делится на два больших типа. Первый тип я бы назвал философским, второй — профессиональным. Это, конечно, не значит, что они не могут соединяться и быть представлены внутри одного текста. Я даже считаю их соединение идеалом. Различая два типа, я говорю лишь о неких доминантах. Профессиональная критика ориентирована на интерпретацию фильма как специфической художественной формы. Она озабочена монтажом, звуком, наррацией, качеством изображения, актерской игрой и прочим, вплоть до экономики кинопроизводства. Философская критика прежде всего интересуется тем, как фильм отражает мир, человеческие отношения, какое понимание человека (антропологию) он являет нам".

"Культ технической и «языковой» стороны кинематографа — прямая реакция на то, что кино не материально, это просто тени на экране. Кристиан Метц писал, что именно отсутствие материальности порождает в кино фетишизм техники, которая компенсирует своей материальностью общую нематериальность медиума".

"Историк культуры эпохи сталинизма Евгений Добренко любит повторять одну мысль: социализм не был построен, но был создан его кинообраз. Именно кино создало фиктивную страну, в которой живут бодрые колхозники, рабочие и спортсмены, отважные военные и мудрые партийные руководители. И хотя такой страны никогда не было, мы и поныне в какой-то мере воображаем СССР по модели кинематографических стереотипов. Кембриджская исследовательница Эмма Уиддис опубликовала интересную книгу «Видение новой страны», в которой показала, как кино участвовало в конструировании пространственного образа СССР, буквально складывая его из кинематографической мозаики".


 http://os.colta.ru/cinema/events/details/35533/?view_comments=all&expand=yes#comments

Немає коментарів:

Дописати коментар